Глинка четко отграничивает специфику вокальной мелодики о инструментальной, оставляя последней «дорисовать для слушателей те детали, которых нет и не может быть в вокальной мелодии (всегда несколько неопределенной в отношении драматического смысла)». Речь идет об обогащении инструмента новых партий вокальной интонационностью: об особом характере «звуковедения», базирующегося на принципах певческого дыхания, об эмоциональном тонусе кантилены — словом, ононой сфере выразительности, рождаемой русской голосовой «panic вочностью». К такому осмыслению инструментализма вел и ход музыкально-эстетической эволюции.
В первые десятилетия XIX века требования жизни к музыке вызывали необходимость художественных выявлений и вне человеческого голоса — в специфически инструментальной среде. Исторически счастливым обстоятельством следует считать то, что коренные особенности русской песни — се простота, спеет верность, доверительность, сердечность — как нельзя более стимулировали трансформацию этой среды в направлении «очеловечивания» и «одушевления» — качеств, предопределивших ее дальнейшее развитие.
|